Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССОЦИАЦИИ «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ» В 2003-2004 ГОДАХ

31.12.2004

В отчетном периоде членами Парламентской Ассоциации являются 12 законодательных органов государственной власти: Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Законодательное Собрание Приморского края, Законодательная Дума Хабаровского края, Амурский областной Совет народных депутатов, Законодательное Собрание Еврейской автономной области, Дума Корякского автономного округа, Сахалинская областная Дума, Совет народных депутатов Камчатской области, Магаданская областная Дума, Дума Чукотского автономного округа, Агинская Бурятская окружная Дума, Читинская областная Дума.

Одной из ключевых особенностей Ассоциации является то, что в ее состав входят не отдельные полномочные делегаты, а органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Высшим органом управления Ассоциации является Региональное Совещание. За отчетный период проведено четыре Региональных Совещания в различных городах Дальнего Востока: 19-20 июня 2003 года в городе Благовещенске, 10 октября того же года в городе Южно-Сахалинске, 2 апреля 2004 года в городе Хабаровске и 15 сентября 2004 года в городе Владивостоке. На данных Совещаниях было рассмотрено 46 важнейших вопросов социально-экономического развития дальневосточного региона.

За прошедший период изменилась третья часть Совета Парламентской Ассоциации. В состав Совета были введены и активно включились в работу Ассоциации Ефремов Владимир Ильич (председатель Сахалинской обласной Думы), Заболев Юрий Вадимович (первый заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Александров Александр Павлович (председатель Магаданской областной Думы) и Солодякова Нина Ивановна (председатель Думы Корякского автономного округа).

Исходя из основных целей и задач, деятельность Ассоциации была сосредоточена на нескольких базисных направлениях.

Одним из таких направлений является обеспечение координации деятельности субъектов Ассоциации в области правотворчества, направленной на согласованное, совместное участие в подготовке и обсуждении проектов федеральных законов.

Членами Ассоциации на совещаниях досконально обсуждался проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это вызвано всеобщим пониманием того, что, не решив вопросов перестройки местного самоуправления, мы не решим ни одной из острейших социально-экономических проблем. Для того, чтобы местная власть эффективно работала в интересах жителей муниципальных образований, она должна быть финансово и экономически дееспособна, организационно и территориально разумно выстроена, а главное - должна быть авторитетной. В итоге на федеральном уровне было поддержано концептуальное положение решения Региональном Совещании, согласно которому указанный федеральный закон вступает в силу не с 1 января 2005 года, а с 1 января 2006 года.

Данное обстоятельство позволит качественно исполнить принятый Федеральный закон, проработать варианты решения важнейших финансово-экономических вопросов, в том числе: провести корректировку и конкретизацию экономической политики по развитию муниципальных образований, завершить мероприятия по перераспределению имущества между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, а также разграничению имущества между муниципальными районами, городскими округами и поселениями, выработать порядок формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, предусмотреть в местных бюджетах на 2005 год финансовые средства на материально-техническое обеспечение органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, решить другие насущные задачи.

В рамках Регионального Совещания широко обсуждался и получил поддержку проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Необходимость внесения изменений в вышеназванный федеральный закон вызвана тем, что практическая реализация вступивших в силу статей, а также глубокое изучений механизма будущей реализации его положений показывает, что данный закон требует совершенствования, переработки с точки зрения организации проведения действительно эффективной реформы местного самоуправления.

Кроме того, дальневосточными парламентариями были поддержаны концептуальные положения проекта федерального закона «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». В настоящее время деятельность комиссий по делам несовершеннолетних на федеральном уровне регламентируется рамочным Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и базовым Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года. Данное Положение чрезвычайно устарело, не отвечает реалиям времени и потребностям общества.

В свою очередь, Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» включил комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в систему органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обозначил основные направления их деятельности и установил, что порядок образования комиссий и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В развитие указанного Федерального закона разработан законопроект «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», определяющий порядок образования указанных комиссий и порядок осуществления ими своих полномочий. Фактически данный законопроект приводит в соответствие с современностью Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, принятое более тридцати лет назад.

Делегациями субъектов Ассоциации активно рассматривался вопрос о проекте Лесного кодекса Российской Федерации. Участники Регионального Совещания, признавая необходимость развития и дальнейшего совершенствования лесных отношений в государстве, сочли неприемлемой предложенную Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации концепцию Лесного кодекса Российской Федерации, так как законопроект не способствует прозрачности лесных отношений, развитию добровольной лесной сертификации, формированию экологически ответственного лесопользования и не учитывают конституционных интересов субъектов Российской Федерации.

Над проектом решения Регионального Совещания по данному вопросу велась основательная предварительная работа всеми субъектами Ассоциации.

В частности, региональные законодатели предложили предоставить субъектам Российской Федерации право приостанавливать, ограничивать и прекращать работы, представляющие опасность для состояния и воспроизводства лесов, разрабатывать и реализовывать территориальные государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Потребовали исключить из законопроекта положения, устанавливающие возможность передачи в собственность граждан и юридических лиц, в том числе и иностранных, особо защищенных лесных участков, предусмотреть меры по пресечению незаконного оборота древесины, установить контроль и учет за ее оборотом, регламентировать процедуру изъятия нелегально заготовленной древесины, а также реализовать в проекте положение о том, что лес является основой жизнедеятельности населения, определив в нем механизм, обеспечивающий право граждан бесплатно, без получения каких-либо разрешений свободно пребывать в лесах, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные растения и участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.

Следует отметить, что в своевременно принятом решении Регионального Совещания содержаться комплексные предложения по доработке проекта Лесного кодекса Российской Федерации.

Положительными результатом совместных действий субъектов Российской Федерации является то, что всесторонне критикуемый проект Лесного кодекса в настоящее время не принят.

Кроме того, не был принят проект федерального закона «О районировании Севера России», не учитывающий консолидированных интересов субъектов Российской Федерации. Именно в целях выявления, обобщения и систематизации позиций законодательных (представительных) органов государственной власти дальневосточного региона вопрос о районировании Севера России подробно и бурно рассматривался на Региональных Совещаниях в городах Благовещенске и Южно-Сахалинске.

Члены Ассоциации выразили крайнюю озабоченность разработкой концепции районирования территории Российской Федерации рабочей группой при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.

Подготовка данной концепции осуществлялась без учета мнения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и была направлена, в первую очередь, на значительное сокращение перечня территорий, в которых применяются районные коэффициенты, компенсирующие неблагоприятные природно-климатические условия, а также учитывающие социально-экономические факторы, отрицательно влияющие на жизнеобеспечение населения.

Дискомфортные условия проживания в сочетании с высокими тарифами на электрическую энергию и транспортные услуги существенно влияют на удорожание жизни и стоимость потребительской корзины. Это заставляет людей покидать Дальний Восток, при условии, что уже в настоящее время отмечается нехватка в регионе квалифицированных трудовых ресурсов на фоне ухудшения демографической ситуации. Такая односторонняя «экономика» может привести к разрушению того, что долгие годы строилось, возводилось, охранялось многими народами и поколениями.

Одной из положительных форм консолидации правотворческих усилий регионов является выработка и принятие 14 июля 2004 года в городе Хабаровске Парламентской Ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье» и Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» совместного согласованного решения «О проекте федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Члены Совета Ассоциации обратились к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с просьбой поддержать поправки к указанному законопроекту, вносимые субъектами Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.

Делегации от Хабаровского края и Республики Саха (Якутия) активно участвовали при рассмотрении поправок к данному проекту федерального закона на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, обсуждали законопроект с депутатами Государственной Думы, отстаивали внесенные поправки.

К сожалению, не все удалось. Однако в результате совместных усилий были отклонены некоторые положения законопроекта, направленные на прямое исключение социальных обязательств государства перед гражданами, проживающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера и Дальнего Востока страны.

Так были исключены положения о самостоятельном установлении размера районного коэффициента на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частного работодателя, не поддержаны изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, которые ведут к самоустранению государства от своих обязательств в части установления минимальной оплаты труда.

Помимо этого, среди ряда предложений Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рекомендовала Правительству Российской Федерации предусмотреть дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов в связи с разграничением доходных и расходных полномочий между уровнями власти и продолжить работу над проектом федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах». Следует отметить, что Региональное Совещание при рассмотрении вопросов о межбюджетных отношениях неоднократно обращалось к высшим руководителям страны с просьбой принять федеральный закон о минимальных социальных стандартах. Не может не обнадеживать то, что данные обращения получают поддержку на федеральном уровне.

По своей сути, Ассоциация является одним из основных инструментов, стимулирующих и поддерживающих разнообразные формы обмена опытом между законодательными (представительными) органами государственной власти Дальнего Востока и Забайкалья.

За отчетный период применялась практика проведения «круглых столов» в ходе Региональных Совещаний. Подобная форма работы позволяет обсудить и сверить позиции членов Ассоциации по самому разнообразному спектру вопросов. Так, к примеру, участниками Совещания обсуждались основные направления работы и структуры законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - членов Ассоциации, вырабатывались пути повышения эффективности деятельности как Ассоциации в целом, так и ее субъектов.

При активном участии руководителей контрольно-счетных палат был рассмотрен вопрос «О роли и задачах контрольно-счетных органов в совершенствовании законодательства субъектов Российской Федерации и повышении его эффективности». Подобная практика проведения встреч между представителями отдельных «родственных» комитетов, комиссий, структурных подразделений аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти - членов Ассоциации будет всемерно поддерживаться.

Положительным фактором, влияющим на законотворчество в субъектах Ассоциации, является постоянный обмен принятыми в указанных субъектах законами и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, важнейшим направлением деятельности Ассоциации является организованное выражение согласованной позиции ее субъектов по решению общерегиональных социально-экономических проблем.

Так, Региональным Совещанием было поддержано выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина 13 сентября 2004 года по вопросам назначения руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что, как правило, проблемы, выносимые на совместное обсуждение, не имеют простого решения в связи с тем, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не всегда в состоянии их решить в одиночку.

Так, члены Ассоциации обратились к Правительству Российской Федерации с просьбой заключить соглашения с органами государственной власти Китайской Народной Республики о комплексном использовании трансграничных вод реки Амур. Отсутствие такого соглашения не позволяет сохранить природные экосистемы Амура, предотвратить дальнейшее обострение экологической ситуации и создать условия для обеспечения благоприятной жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации Амурского бассейна.

Субъекты Ассоциации самостоятельно приступают к решению проблемы экологии Амура. К примеру, Законом Амурской области утверждена областная целевая программа «Восстановление и охрана водных объектов Амурской области на 2003-2007 годы», согласно которой предусмотрено проведение таких мероприятий как мониторинг малых водохранилищ и гидротехнических сооружений на малых водоемах области, берегоукрепительные, противопаводковые мероприятия, строительство и реконструкция бытовой и производственной канализации, меры по охране и воспроизводству водных ресурсов. В 2003 году для исполнения данной программы выделено 7,247 млн. руб., выполнено работ на сумму 10,896 млн. руб. А в 2004 году в областном бюджете запланировано выделить на данную программу 12,4 млн. руб.

В Читинской области в отчетном периоде разрабатывалась Государственная территориальная программа использования, восстановления и охраны водных объектов, определяющая участки водных объектов, для которых необходима разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и водохозяйственных балансов.

В свою очередь Законодательной Думой Хабаровского края проводится последовательная работа по контролю за выполнением рекомендаций депутатских слушаний об экологическом состоянии реки Амур.

Рассмотрение на Региональном Совещании в городе Южно-Сахалинске вопроса о государственной поддержке малочисленных народов Севера и состоянии дел в данной сфере на территории Дальнего Востока явилось отправной точкой для принятия Законодательной Думой Хабаровского края Закона «О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации в Хабаровском крае», который увеличивает возможности замещения представителями коренных малочисленных народов выборных должностей в органах государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, 27 октября 2003 года был принят Закон Амурской области «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Амурской области». Подобный закон планирует разработать и Читинская областная Дума до конца 2004 года.

Во исполнение решения Регионального Совещания «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства Дальнего Востока» Министерством экономического развития и торговли разработан порядок компенсации предприятиям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов, связанных с предоставлением всех видов льгот, установленных федеральным законодательством, компенсация которых производится за счет средств, предусмотренных в Фонде компенсации федерального бюджета.

К сожалению, зачастую консолидированная позиция дальневосточных субъектов Российской Федерации не поддерживаются федеральным центром.

Так, по заключению Министерства транспорта России Елизовский район Камчатской области и город Петропавловск-Камчатский не могут быть отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов, поскольку город Петропавловск-Камчатский является не замерзающим портом с круглогодичной навигацией без ледокольного обеспечения.

Следовательно, данные географически удаленные территории нашей страны пока не могут рассчитывать на федеральную поддержку и компенсацию расходов, связанных с завозом грузов и возникающих в связи с повышением транспортных тарифов.

Кроме того, представителями Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации в рамках заседания рабочей (трехсторонней) группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации было принято решение не выделять отдельной строкой федерального бюджета субвенции, компенсирующие тарифы на электроэнергию, в связи с целесообразностью сохранения единой методики распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Более того, по мнению Правительства Российской Федерации доведение тарифа на электроэнергию в дальневосточном регионе до среднероссийского уровня для полного круга промышленных предприятий не представляется возможным в связи с ограниченностью бюджетных средств.

По итогам рассмотрения обращения участников Регионального Совещания к Председателю Правительства Российской Федерации «Об усилении контроля по вывозу сырья для лесопильного производства (леса-кругляка) за пределы Российской Федерации», согласно которому в целях рационального и комплексного использования древесины предлагалось повысить размеры таможенных пошлин на экспорт круглого леса, ввести запрет на экспорт круглого леса, ужесточить контроль над лесозаготовками, из Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации был получен ответ о том, что вопросами оптимизации таможенных пошлин в установленном порядке занимается Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике после представления заинтересованными организациями всех необходимых материалов. Таким образом, решение данной проблемы требует поиска новых вариантов объединения действий со стороны всех субъектов Ассоциации.

На Региональном Совещании в городе Благовещенске членами Ассоциации было принято обращение о проблемах развития сельского хозяйства Дальнего Востока. Является общеизвестным фактом, что в сфере регулирования агропромышленного комплекса и финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий принимается множество нормативно-правовых актов Российской Федерации (за последние пять лет их было свыше пятисот).

В частности, были приняты важные для предприятий агропромышленного комплекса федеральные законы, такие как «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель», «О лизинге», Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей», разработана и одобрена Правительством Российской Федерации федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», и многие другие нормативные правовые акты, стабилизирующие функционирование агропромышленного комплекса в современных условиях.

Однако не всегда применяются реальные меры поддержки селян. Так, на обращение участников Регионального Совещания о необходимости установления льготных тарифов на железнодорожные перевозки средств химизации, горюче-смазочных материалов, запасных частей, сельскохозяйственной техники для предприятий агропромышленного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья пришел совместный ответ МПС и Минсельхоза России о том, что предоставление исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в индивидуальном порядке не допускается.

Общенациональные интересы невозможно учесть, игнорируя консолидированные интересы регионов. Данное обстоятельство требует объединения организационных усилий регионов, в том числе в рамках Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», а также последовательного отстаивания выработанной консолидированной позиции.

Именно в целях совершенствования организационных основ деятельности Ассоциации были внесены изменения в ее учредительные документы, согласованные со всеми субъектами Ассоциации. В частности, в соответствии с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях» было принято положение о том, что Региональное Совещание правомочно, если на нем присутствует более половины членов Ассоциации.

Следует отметить, что в результате функционирования Ассоциации более заинтересованными и целенаправленными становятся взаимоотношения между отдельными ее членами, создается атмосфера взаимопонимания и эффективного правового сотрудничества.

В предстоящий период среди основных направлений деятельности Ассоциации можно выделить следующие:

- координация законодательной деятельности с Советом Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам, связанным с приведением регионального законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами и донесением консолидированной позиции регионов по проектам федеральных законов;

- организация эффективного сотрудничества с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в целях повышения качества законотворческой деятельности, обеспечения сбалансированности федерального и регионального законодательства и преодоления рассогласованности нормативных правовых актов;

- укрепление законотворческих связей с Межрегиональной Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья;

- дальнейшее совершенствование организационного направления в деятельности Ассоциации и ее органов;

- укрепление взаимодействия с общероссийскими и региональными средствами массовой информации.

Основные задачи на предстоящий период состоят в том, чтобы:

- изучить и рассмотреть проблемы и основные направления развития Дальнего Востока и Забайкалья;

- продолжить обсуждение вопросов экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов, повышения уровня жизни населения и преодоления бедности.

Уделить особое внимание борьбе с преступностью, а также развитию молодежного движения.

- консолидировать наши усилия по совершенствованию регионального законодательства и приведению его в соответствие с федеральным во исполнение федеральных законов №№131, 95.

- активизировать обмен опытом работы не только между комитетами и комиссиями, но и структурными подразделениями аппаратов законодательных органов.

- отстаивать в Государственной Думе и Совете Федерации не только интересы каждого отдельного субъекта, но и вырабатывать совместные позиции, активно используя с этой целью депутатский корпус Госдумы и членов Совета Федерации.

В дальневосточных субъектах Российской Федерации накоплен определенный опыт работы по данным направлениям, и есть смысл эти вопросы обсудить.

Тем более, что это в полной мере соответствует главной цели создания и деятельности Ассоциации, направленной на объединение интеллектуального потенциала, организационных, финансовых и иных средств для решения единых правотворческих задач в интересах социально-экономического развития территорий членов Ассоциации и укрепления межпарламентского сотрудничества.