Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

Об обращении к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о необходимости принятия государственной программы Российской Федерации «Дети Арктики»

12.03.2019

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»
 

Общее собрание
 
 

РЕШЕНИЕ

12.03.2019                        г. Южно-Сахалинск                                   № 14
 
 

Об обращении к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о необходимости принятия государственной программы Российской Федерации «Дети Арктики»
 
 

     Рассмотрев вопрос о необходимости принятия государственной программы Российской Федерации «Дети Арктики», направленной на повышение уровня социальной защиты семей, имеющих детей и проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, Общее собрание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»

РЕШИЛО:

     1. Принять информацию к сведению.

     2. Принять обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву (прилагается).

     3. Направить настоящее решение и указанное обращение Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.

     
 
 

Председатель Парламентской Ассоциации                         С.Л. Луговской
 
 

Председателю Правительства
Российской Федерации

Д.А. Медведеву
 
 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

     

     Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современных и эффективных механизмов государственной политики в области детства.

     Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды в арктических регионах страны, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.

     Отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние энергообеспечения, сокращение объемов производства по отраслям экономики, упадок традиционных видов хозяйственной деятельности приводят к сокращению численности населения в арктических субъектах Российской Федерации. Только в период с 2014 по 2017 год численность постоянного населения, проживающего в Арктической зоне Российской Федерации, сократилась с 2 млн 400 тысяч человек до 2 млн 371 тысячи, тогда как численность населения в целом по Российской Федерации увеличилась на 2,2 процента.

     Природно-климатическая, территориальная и этнокультурная специфика определяет характер социально-экономических проблем на арктических территориях. Качество жизни населения в Арктике ниже среднероссийского по целому ряду таких жизненно важных показателей, как жилищно-коммунальные и бытовые условия, медицинское обслуживание, условия труда, обеспеченность детскими учреждениями, возможность проведения летнего отдыха и культурного досуга.

     В результате ухудшение состояния здоровья детей коренного населения Арктики наблюдается уже на перинатальном этапе развития. Доказано, что у большинства детей наблюдается наследственная предрасположенность к неинфекционным заболеваниям (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, хронические неспецифические заболевания легких, эндокринопатии). Остро стоит вопрос онкологических заболеваний, болезней крови и эндокринной системы, эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте.

     Качество здоровья детей, проживающих в Арктике в условиях низкой рождаемости, растущего числа различных патологий и хронизации заболеваний, требует особого внимания.

     Основной проблемой в сфере отдыха и оздоровления детей остается недофинансирование развития инфраструктуры. Обветшание и износ материальной базы загородных стационарных оздоровительных лагерей составляет 60 процентов. Остро стоит вопрос обеспечения потребности в отдыхе и оздоровлении детей в регионах России с более благоприятными климатическими условиями. При этом одним из факторов, препятствующих выезду, является высокая стоимость авиабилетов на внутренние рейсы и рейсы за пределы субъектов Арктической зоны Российской Федерации.

     Достижение целей в области образования, обозначенных Президентом Российской Федерации в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», невозможно без обеспечения равного доступа обучающихся к качественному образованию.

     В труднодоступных арктических территориях до сих пор остаются нерешенными такие проблемы, как:

     высокая доля аварийных и ветхих зданий школ, детских садов;

     низкий уровень результатов единого государственного экзамена по сравнению со среднероссийским;

     отсутствие, низкая скорость, высокие тарифы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

     недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами;

     недостаточное соответствие материально-технической базы современным требованиям;

     отсутствие детских стационарных лагерей, детских стационарных баз отдыха;

     сложная транспортная логистика, финансово затратное транспортное обеспечение перевозки детей;

     недостаточное укомплектование учебниками и методическими пособиями по родным языкам коренных малочисленных народов Севера.

     По данным Всероссийской переписи населения 2010 года и результатам социологических исследований, знание родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сохраняют преимущественно лица, относящиеся к более старшим возрастным группам, а дети и молодежь почти не владеют языками своих предков.

     Решение задач по сохранению родных языков силами субъектов Российской Федерации невозможно. Правовой основой для решения общих задач является Федеральный закон № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в пункте 2 части 1 статьи 5 которого отмечено, что принятие федеральных программ в части развития, сохранения и возрождения языков является полномочием федеральных органов государственной власти.

     Особенности расселения коренных малочисленных народов Севера (разобщенность, смешанное проживание нескольких этносов в небольших населенных пунктах, малочисленность) создают определенные трудности в организации образовательного процесса. Малокомплектные кочевые школы функционируют в Ямало-Ненецком автономном округе, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края и в Республике Саха (Якутия).

     Уважаемый Дмитрий Анатольевич, необходимость комплексного подхода к решению названных проблем очевидна. Единственным верным решением, на наш взгляд, является принятие государственной программы «Дети Арктики». В Российской Федерации имеется опыт реализации таких программ, в частности в период с 1993 по 2002 год принимались федеральные целевые программы «Дети Севера», что позволило в трудные годы поддержать детство в арктических условиях. Однако действие указанных программ закончилось и в настоящее время субъекты Российской Федерации в условиях бюджетного дефицита не способны в полной мере решить эти проблемы.

     На основании вышеизложенного Общее собрание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» обращается к Вам с предложением рассмотреть возможность разработки государственной программы Российской Федерации «Дети Арктики», которая позволит создать условия для нормального физического, психического и культурного развития детей, живущих в арктических регионах, и приблизить уровень и качество их жизни к среднероссийским показателям.

     

     

     

Члены Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»