Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

О совершенствовании правового регулирования отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения

18.10.2018

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»
 

Общее собрание
 
 

РЕШЕНИЕ

18.10.2018                        г. Владивосток                                  № 1
 
 

О совершенствовании правового регулирования отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения

     

     

     Рассмотрев информацию о совершенствовании правового регулирования отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения, Общее собрание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»

РЕШИЛО:

     1. Принять вышеуказанную информацию к сведению.

     2. Принять обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о совершенствовании правового регулирования отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения (прилагается).

     3. Рекомендовать членам Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» продолжить работу по совершенствованию законодательных актов субъектов Российской Федерации, направленных на совершенствование организации контроля за целевым и рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения.

     4. Направить настоящее решение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину.

     

     
 
 

Председатель Парламентской Ассоциации                         С.Л. Луговской
 
 

Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

В.В. Володину

    

    

Уважаемый Вячеслав Викторович!

     

     Для многих субъектов Российской Федерации остаются актуальными проблемы ненадлежащего использования сельскохозяйственных угодий. Неиспользование длительное время земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использование их с нарушением законодательства Российской Федерации влечет за собой целый комплекс негативных последствий, в числе которых не только деградация земель, существенное снижение плодородия почв и сокращение аграрных площадей, но и уменьшение экономической отдачи от земельных ресурсов в целом.

     Кроме того, земельные участки, не участвующие в сельскохозяйственном производстве, являются источником стихийного распространения огня, возникновения значительных по площади пожаров, что влечет угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

     Принудительное изъятие ненадлежаще используемых земель предусмотрено статьями 284-287 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 44-46, 54 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

     Полагаем, что существующая на большей части территории Российской Федерации проблема с ненадлежащим состоянием сельскохозяйственных угодий свидетельствует о необходимости совершенствования правового механизма вовлечения в оборот неиспользованных земель, а также воздействия на недобросовестных собственников и арендаторов земельных участков.

     Продолжительность возможного неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время составляет три и более года подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, после чего возможно их изъятие в судебном порядке.

     На практике этот срок несоизмеримо больше, поскольку формально устранив выявленные нарушения, землепользователь продолжает не использовать земельный участок, и трехлетний срок возобновляется.

     В связи с этим предлагаем рассмотреть вопрос о сокращении срока неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, по истечении которого участок может быть изъят в судебном порядке, с трех лет до двух лет.

     Также предлагаем установить возможность изъятия земельного участка в случае получения землепользователем трех предписаний подряд об устранении выявленных нарушений.

     Предлагаем также пересмотреть установленную в настоящее время периодичность проведения проверок один раз в три года в рамках осуществления государственного земельного надзора, которая, по нашему мнению, с учетом особенностей использования земель сельскохозяйственного назначения не позволяет обеспечивать своевременное выявление, пресечение и устранение нарушений земельного законодательства.

     Учитывая, что в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения являются особо ценными, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, предлагаем уменьшить интервал проверок с трех лет до одного года, а также установить возможность проведения внеплановых проверок использования сельскохозяйственных угодий без согласования с органами прокуратуры.

     Крайне важным является вопрос, связанный с инвентаризацией земель сельскохозяйственного назначения, которая необходима для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков. Поскольку масштабная инвентаризация указанных земель проводилась в девяностых годах и, как показывает практика, впоследствии не актуализировалась, в настоящее время отсутствуют полные и достоверные сведения о соответствии земель сельскохозяйственного назначения их реальному состоянию.

     В целях оптимизации контроля за использованием сельскохозяйственных угодий предлагаем законодательно установить обязанность проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также ответственность за ее неисполнение.

     Также одним из важнейших вопросов для территории Дальневосточного федерального округа является реализация Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

     Установленный в настоящее время указанным Федеральным законом порядок предоставления земельных участков упрощен, поскольку земельные участки предоставляются гражданам без учета их отнесения к определенной категории.

     Отсутствие, на наш взгляд, отдельной процедуры предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения как особо ценных при предоставлении «дальневосточного гектара» для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, может повлечь сокращение сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

     В целях рационального использования земель сельскохозяйственного назначения считаем необходимым установление вышеназванным Федеральным законом особого порядка правового регулирования предоставления и перевода земель сельскохозяйственного назначения в иные категории.

     С учетом изложенных предложений и для повышения продуктивности, потенциала, восстановления качества сельскохозяйственных земель, а также усиления ответственности землепользователей просим рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации и федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О землеустройстве», «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях совершенствования правового регулирования отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения.

     

     
 

Члены Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»