Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

О совершенствовании нормативного регулирования вопросов, связанных с реализацией права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на отдельные виды традиционной хозяйственной деятельности

18.10.2018

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»
 

Общее собрание
 
 

РЕШЕНИЕ

18.10.2018                        г. Владивосток                                  № 13
 
 

О совершенствовании нормативного регулирования вопросов, связанных с реализацией права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на отдельные виды традиционной хозяйственной деятельности

     

     

     Заслушав информацию о совершенствовании нормативного регулирования вопросов, связанных с реализацией права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на отдельные виды традиционной хозяйственной деятельности, Общее собрание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»

РЕШИЛО:

     1. Принять указанную информацию к сведению.

     2. Принять обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о совершенствовании нормативного регулирования вопросов, связанных с реализацией права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на отдельные виды традиционной хозяйственной деятельности (прилагается).

     3. Направить данное решение Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
 
 
 

Председатель Парламентской Ассоциации                         С.Л. Луговской
 
 

Председателю Правительства
Российской Федерации
Д.А. Медведеву

     

     

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

     

     Одной из важнейших государственных задач, которая стоит в настоящее время перед федеральными и региональными органами власти во исполнение соответствующих статей Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, является сохранение и устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы, КМНС).

     Нормы международного права, в соответствии с которыми Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов, признают их особую связь с исторически занимаемыми и используемыми землями, территориями, водными объектами и другими природными ресурсами, определяя традиционное природопользование как важнейший идентифицирующий признак КМНС, характеризующий их образ жизни и культуру.

     При этом федеральные законы, регулирующие отношения в самых разных сферах, содержат нормы, непосредственно предусматривающие права и гарантии для представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в вопросах осуществления ими традиционной хозяйственной деятельности.

     Однако в отдельных случаях складываются ситуации, когда та или иная нормативно закрепленная в отношении представителей КМНС преференция в отсутствие механизма ее реализации фактически приобретает декларативный характер.

     Так, статьей 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, представителям других этнических общностей, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, и их объединениям предоставлено право на приоритетное пользование животным миром на территориях их традиционного расселения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, в том числе - право на первоочередной выбор промысловых угодий.

     В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) лица из числа коренных малочисленных народов вправе охотиться свободно, без каких-либо разрешений в объемах, необходимых для личного потребления.

     Одним из видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации является промысловая охота, правила которой регламентированы статьей 13 Федерального закона № 209-ФЗ и предусматривают ее осуществление, в частности, на закрепленных охотничьих угодьях в рамках охотхозяйственного соглашения.

     В свою очередь, приобрести право на заключение охотхозяйственного соглашения и аренду охотничьих угодий в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ возможно единственным способом - через аукцион, победителем которого признается участник, предложивший наиболее высокую цену. При этом каких-либо положений, направленных на реализацию представителями КМНС своего права на первоочередной выбор промысловых угодий, ни указанный Федеральный закон, ни иные акты федерального уровня не содержат, что сводит вероятность выиграть такой аукцион объединением КМНС в условиях конкуренции с иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями к критическому минимуму.

     Для решения обозначенной проблемы предлагаем предусмотреть в Плане мероприятий по реализации в 2016 - 2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 года № 1792-р (далее - План мероприятий устойчивого развития КМНС), возможность предоставления коренным малочисленным народам права на приоритетное пользование охотничьими угодьями без аукционов, а также разработать механизм реализации этого права.

     В 2018 году родовые общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока столкнулись с еще одной проблемой, связанной с реализацией ими права на другой вид природопользования - традиционное рыболовство, осуществление которого происходит в особом правовом режиме, определяемом системой нормативных правовых актов, где ключевую роль играет Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон о рыболовстве). В нем, помимо прочего, гарантируется учет интересов КМНС в разрезе обеспечения их доступа к водным биологическим ресурсам, а также устанавливается, что рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами либо с предоставлением рыбопромыслового участка, либо без такового.

     Однако Минсельхозом России в своем письме-разъяснении от 18 декабря 2017 года, а также в Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденном приказом Минсельхоза России от 24 декабря 2015 года № 659, был сделан акцент на том, что объединения представителей КМНС являются юридическими лицами, а значит в силу части 6 статьи 29.1 Федерального закона о рыболовстве они должны осуществлять добычу (вылов) анадромных видов рыб исключительно на рыбопромысловых участках.

     В связи с этим на практике стали возникать ситуации, когда родовые общины, за которыми не закреплены рыбопромысловые участки, не имеют возможности осуществлять лов анадромных видов рыб, что создает социальную напряженность в среде КМНС.

     Кроме того, закрепление за родовыми общинами рыбопромысловых участков в целях обеспечения их права на осуществление традиционного рыболовства влечет за собой и иные отрицательные последствия:

     1) те акватории рыбопромысловых участков, которые по итогам конкурса будут закреплены за объединениями КМНС, подлежат изъятию из общего доступа (пользования), что с неизбежностью приведет к ограничению права на вылов водных биологических ресурсов других представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые исторически осуществляли традиционное рыболовство на данных территориях;

     2) количество рыбопромысловых участков ограничено промысловыми возможностями водоемов, в связи с чем их может не хватить на удовлетворение потребностей всех родовых общин, вследствие чего возникает вероятность наступления ситуации, когда ни объединения КМНС, ни их представители не смогут осуществлять добычу анадромных видов рыб в своих традиционных местах лова.

     В целях решения данной проблемы предлагаем дополнить План мероприятий устойчивого развития КМНС мерами по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих рыболовство, в части предоставления объединениям КМНС, имеющим статус юридического лица, не ограничиваемого подзаконными актами права на осуществление вылова анадромных видов рыб без предоставления рыбопромыслового участка.

     В частности, предлагаем исключить из Административного регламента по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденного приказом Минсельхоза России от 24 декабря 2015 года № 659, положение, согласно которому одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов является отсутствие у общин указанных народов предоставленного им рыбопромыслового участка для осуществления добычи (вылова) анадромных видов рыб.

     Еще один вид природопользования коренных малочисленных народов Севера - оленеводство - в современных условиях выполняет такие важные функции, как обеспечение продовольственной составляющей и укрепление социальной стабильности в местах проживания КМНС. Кроме того, элементы товарного производства данной отрасли представляют особый интерес с точки зрения экологической чистоты производимой продукции. Однако развитию оленеводства препятствуют огромная удаленность территорий выпаса оленей от основных рынков, неразвитость дорожной сети, отсутствие квалифицированных специалистов и пастухов, неустроенность быта оленеводов на маршрутах кочевий и другие факторы. При таких обстоятельствах вызывает сожаление тот факт, что северное оленеводство до сих пор не удостоилось специального регулирования на федеральном уровне.

     К числу причин, по которым северное оленеводство на сегодняшний день переживает не лучшие времена, следует отнести и уровень его финансирования, который, например, в Магаданской области за счет средств федерального бюджета ничтожно низок: в 2016 году он составлял 288 рублей, а в 2017 году - 103 рубля на одну голову оленя. Кроме того, в целях поддержания и развития отрасли необходимо на регулярной основе осуществлять целый комплекс зоотехнических, ветеринарных и организационно-хозяйственных мероприятий, каждое из которых требует серьезных финансовых вложений. Безусловно, региональные бюджеты в пределах своих возможностей осуществляют финансовую поддержку оленеводства (например, из бюджета Магаданской области на одну голову оленя выделяется более 2 000 рублей), однако без участия федерального бюджета обеспечить необходимый уровень развития данной отрасли нереально.

     Учитывая этносоциальную значимость и экономический потенциал северного оленеводства, просим Вас принять меры по разработке и внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О северном оленеводстве», а также увеличить объем софинансирования при предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку указанной отрасли в расчете на одну голову оленя на начало года в размере не менее 2 000 рублей.

     
 
 

Члены Парламентской
Ассоциации «Дальний Восток и
Забайкалье»