Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

О совершенствовании межбюджетного регулирования по отрасли «Здравоохранение»

10.06.2018

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»
 

Общее собрание
 
 

РЕШЕНИЕ

10.06.2018                        г. Хабаровск                                  № 6
 
 

О совершенствовании межбюджетного регулирования по отрасли «Здравоохранение»
 
 

     Заслушав информацию о совершенствовании межбюджетного регулирования по отрасли «Здравоохранение», Общее собрание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»

РЕШИЛО:

     1. Принять информацию к сведению.

     2. Принять обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о совершенствовании межбюджетного регулирования отрасли «Здравоохранение» (прилагается).

     3. Направить данное решение Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.

     

     
 
 

Председатель Парламентской Ассоциации                         С.Л. Луговской
 
 

Председателю Правительства

Российской Федерации

Д.А. Медведеву
 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
 

     Одной из важнейших задач, стоящих перед Российским государством и российскими регионами, на которую неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации и на которой он вновь акцентировал внимание, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации 01 марта 2018 года, является доступность современной, качественной и квалифицированной медицинской помощи, которая должна своевременно оказываться нуждающимся в ней гражданам.

     В развитие векторных направлений, изложенных в «мартовском» послании главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации, Президентом Российской Федерации 07 мая 2018 года был издан Указ, где в числе прочих обозначены такие цели, как обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, а к 2030 году - до 80 лет.

     Достижение поставленных целей и задач требует комплексного подхода к развитию здравоохранения: внедрения инновационных и высокотехнологических методов диагностики и лечения, обучения, привлечения и закрепления врачей различных специальностей, повышения уровня их квалификации, а также, безусловно, надлежащего уровня финансирования отрасли.

     Вместе с тем, реальные возможности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) зачастую не позволяют покрыть все необходимые расходы.

     Так, мероприятия по снижению смертности от онкологических заболеваний предусматривают реализацию мер, направленных на повышение эффективности работы медицинских организаций по раннему выявлению онкобольных и применение высокоэффективных радиологических, химиотерапевтических, комбинированных хирургических методов лечения с использованием иммунологических, в том числе инновационных методов таргетной терапии и таргетной иммунотерапии; внедрение современных средств и систем с направленной доставкой лекарственных веществ, антител и терапевтических наночастиц в заданную область организма, органа, клетки.

     Средняя стоимость 1 курса таргетной химиотерапии для 1 больного в среднем составляет от 260,0 тыс. рублей (при раке молочной железы) до 460,0 тыс. рублей (при раке почки). Суммарно таких курсов по медицинским показаниям может быть назначено от 6 до 14. Средняя годовая стоимость лекарственного обеспечения 1 такого пациента составляет 1,5 млн. рублей.

     В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 21 ноября 2012 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 2013 года к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации также отнесено бесплатное лекарственное обеспечение граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

     Выявление таких пациентов растет ежегодно; диагнозы устанавливаются в федеральных специализированных медицинских организациях.

     Лечение редких (орфанных) заболеваний как на территории Дальнего Востока и Забайкалья, так и в целом по Российской Федерации, является чрезвычайно дорогостоящим. Это обусловлено тем, что большинство необходимых препаратов - импортные, не производятся на территории России и не имеют аналогов. Стоимость лечения 1 пациента в год варьируется от 3,0 до 27,0 млн. рублей.

     В отсутствие федеральной государственной поддержки на приобретение лекарственных средств для граждан, страдающих онкологическими и редкими (орфанными) заболеваниями, гарантировать их своевременное и регулярное обеспечение соответствующими медикаментами, а также оперативно решать данные вопросы исключительно за счет региональных средств крайне затруднительно, что влечет тяжелые и зачастую необратимые последствия для больных и их семей.

     Учитывая социальную значимость изложенной проблемы, убедительно просим Вас при формировании федерального бюджета на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов рассмотреть возможность софинансирования полномочия субъекта Российской Федерации по лекарственному обеспечению указанной категории пациентов. Положительное решение данного вопроса является жизненно важным для лиц, страдающих онкологическими и редкими (орфанными) заболеваниями, позволит достичь более высокой эффективности их лечения, медицинской и социальной адаптации, нормализации качества жизни.

     Кроме того, вызывает беспокойство ситуация, связанная с обеспечением государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

     В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) бюджетам ТФОМС, определяется исходя из численности застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации, норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, ежегодно устанавливаемого в программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, и коэффициента дифференциации.

     Согласно Методике распределения субвенций, предоставляемых  из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 462 (далее - Методика), коэффициент дифференциации рассчитывается индивидуально для каждого субъекта Российской Федерации исходя из районного коэффициента и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате, а также соотношения заработной платы в субъекте Российской Федерации к заработной плате в Российской Федерации и расчетного уровня индекса бюджетных расходов (далее также - ИБР).

     В свою очередь, ИБР представляет собой агрегированную величину, учитывающую многочисленные региональные социально-экономические факторы и условия, среди которых климатогеографические особенности региона, плотность населения, транспортная доступность населенных пунктов (в том числе сельских), удельный вес населения, проживающего в районах с ограниченным сроком завоза продукции, площадь территории субъекта Российской Федерации, количество сельских населенных пунктов, плотность транспортных путей постоянного действия и др.

     При этом, действующей Методикой установлено ограничение ИБР - не ниже 1 и не выше 3. По данным Министерства финансов Российской Федерации на 2018 год только у 5 из 85 субъектов Российской Федерации ИБР превышает показатель 3: Республика Саха (Якутия) - 4,4; Камчатский край - 5,4; Магаданская область - 4,7; Ненецкий и Чукотский автономные округа - 4,5 и 13,4 соответственно.

     Расчеты субвенций по утвержденной Методике без учета ограничений ИБР свидетельствуют о финансовых потерях пяти субъектов Российской Федерации с учетом ограничения в 2018 году в размере 13 417,43 млн. рублей, в том числе по Магаданской области - 1 163,38 млн. рублей (или 20,8 процента финансовых средств от расчетного объема субвенции).

     Таким образом, действующее ограничение ИБР при расчете коэффициента дифференциации и необходимость исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы медицинским работникам привели к тому, что потребность в финансировании расходов по фонду оплаты труда на сегодняшний день составляет от 62,2 процента (в Ненецком автономном округе) до 93,1 процента (в Магаданской области) от всех средств, предусмотренных на финансирование территориальных программ государственных гарантий по оказанию гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

     Оставшийся минимальный объем средств в территориальных программах государственных гарантий по оказанию гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи не обеспечивает возможность приобретения необходимых медикаментов, расходных материалов, продуктов питания, оплаты услуг по содержанию имущества, услуг связи, транспортных услуг и многого другого, что крайне негативным образом отражается на качестве и доступности предоставления медицинской помощи в северных регионах.

     В целях соблюдения равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, единого подхода к формированию субвенций, предоставляемых из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, а также обеспечения государственных гарантий по оказанию гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях просим Вас при разработке проекта бюджета ФФОМС на 2019 год и плановый период 2020 и 20121 годов внести изменение в Методику в части снятия ограничений значения индекса бюджетных расходов.

     

     

Члены Парламентской Ассоциации

«Дальний Восток и Забайкалье»