Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

О совершенствовании федерального законодательства в сфере недропользования

05.07.2017

СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ» И

ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССОЦИАЦИИ «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»
 

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск
 

05.07.2017                                                      № 10
 

О совершенствовании федерального законодательства в сфере недропользования

     

     

     Рассмотрев информацию о совершенствовании федерального законодательства в сфере недропользования, участники совместного заседания - члены Межпарламентского объединения «Парламентская Ассоциация Северо-Запада России» и Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»

РЕШИЛИ:

     1. Поддержать законодательную инициативу Магаданской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части добычи (извлечения) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств.

     2. Предложить Правительству Российской Федерации внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, подготовленные Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

     «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части установления возможности предоставления права пользования участком недр единственному участнику аукциона, а также запрета на участие в торгах аффилированных между собой лиц;

     «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в Закон Российской Федерации «О недрах» в части установления возможности предоставления права пользования участком недр для добычи золота из россыпных месторождений индивидуальным предпринимателям.

     3. Рекомендовать  Министерству финансов Российской Федерации разработать проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 51 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации» в части установления нормативов распределения разовых платежей за пользование недрами при наступлении событий, предусмотренных в лицензии (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения), в размере 50 процентов - федеральному бюджету, 50 процентов - бюджету субъекта Российской Федерации.

     4. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представляющим Магаданскую область и субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, внести поправки в проект федерального закона № 32848-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации  «О недрах», предусматривающие упрощенный порядок предоставления права пользования участками недр местного значения для целей строительства, реконструкции, капитального ремонта гидротехнических сооружений по государственным или муниципальным контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

     5. Направить настоящее решение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину, Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
 
 


 

Председатель Межпарламентского объединения «Парламентская Ассоциация Северо-Запада России»

 
 

Председатель Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»

        В.Ф. Новожилов

 

           С.Л. Луговской


Внесен Магаданской
областной Думой

Проект
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 

О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части добычи (извлечения) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств

     Статья 1

     Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 03 марта 1995 года № 27-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141; 2001, № 33, ст. 3429; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 23, ст. 2174; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 17, ст. 1778; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 18, ст. 1941; №29, ст. 3418, 3420; 2009, № 1,ст. 17; 2010, № 21, ст. 2527; № 31, ст. 4155; 2011, № 15, ст. 2025; № 30, ст. 4570, 4590; № 49, ст. 7042; 2012, № 53, ст. 7648; 2013, № 19, ст. 2312; № 30, ст. 4060, 4061; № 52, ст. 6973; 2014, № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4262; №48, ст. 6647; 2015, № 1, ст. 11, 12; № 27, ст. 3996; 2016, № 15, ст. 2066, № 27, ст. 4212) следующие изменения:

     1) абзац второй преамбулы изложить в следующей редакции: «Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств (скопления минеральных образований, горных масс, жидкостей и смесей, находящихся в отвалах, эфелях, терриконах, прудах-накопителях, разливах и иных специальных формах), специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.»;

2)      абзац первый статьи 2 после слов «континентального шельфа» дополнить словами «, а также отходы добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств»;

3)      пункт 3 статьи 10.1 дополнить абзацем следующего содержания: «для разведки и добычи (извлечения) полезных ископаемых (компонентов) и полезных компонентов из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств;»;

     4) дополнить статьей 19.2 следующего содержания:

     «Статья 19.2 Добыча (извлечение) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств.

     Для добычи (извлечения) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств подается заявка в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган.

     Порядок рассмотрения заявок на получение права добычи (извлечения) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

     Основаниями для отказа в рассмотрении заявки для добычи (извлечения) полезных ископаемых (компонентов) и полезных компонентов из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств являются:

1)       указанный в заявке участок предоставлен в пользование иным лицам;

2)       указанный в заявке участок включен в установленном порядке в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование юридическим лицам.

     При получении лицензии для добычи (извлечения) полезных ископаемых (компонентов) и полезных компонентов из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств уплачивается разовый платеж за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, определенный в соответствии со статьей 40 настоящего Закона, а также другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.»;

     5)     часть первую статьи 22 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

     «9) проводить без дополнительного геологического изучения недр добычу (извлечение) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ним перерабатывающих производств в границах лицензии.»;

6)      пункт 4 части первой статьи 23 после слов «государственный учет запасов полезных ископаемых» дополнить словами «(за исключением полезных ископаемых (компонентов), содержащихся в отходах добычи полезных ископаемых и связанных с ним перерабатывающих производств)»;

7)      часть вторую статьи 29 после слов «кубических метров в сутки» дополнить словами «и отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ним перерабатывающих производств».

     Статья 2

     Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации                                   
 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (добыча (извлечение) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств)
 

     Данный проект подготовлен с целью повышения эффективности отработки (извлечения) полезных ископаемых (компонентов) из отходов, сформированных в процессе добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств (далее - Отходы) и представленных участками недр, не имеющими запасов и апробированных ресурсов полезных ископаемых.

     К Отходам относятся отвалы вскрышных работ (отвалы торфов), гале-эфельные отвалы, накопления илов бывших илоотстойников, которые по распределению полезных компонентов и их содержаний резко отличаются от первоначальных природных месторождений. Отвалы вскрышных работ возникают за счет непромышленных концентраций полезных минералов, содержащихся во вскрышных породах, и маломощных висячих пластов, селективная отработка которых была нерентабельной. Гале-эфельные отвалы образуются за счет неполноты извлечения минералов из добытых песков вследствие несовершенства применявшихся технических средств обогащения, несоответствия схем промывки технологическим свойствам песков, нарушений технологических процессов.

     Хвосты обогатительных фабрик, перерабатывающих коренные руды, в том числе поступающие в среду активного гидродинамического воздействия (сброса в акватории заливов, озер, выноса рек, размывающих хвосты), также относятся к Отходам.

     По различным оценкам специалистов, в Отходах может быть заключено до 30 процентов и более запасов полезных ископаемых первичного месторождения. Каждая последующая переработка Отходов, если она не была связана с применением принципиально новых технологий, приводит к дальнейшим потерям и создает «новые» Отходы, кратно ухудшая технологические возможности дальнейшего извлечения полезных компонентов.

     На территории Магаданской области Отходы формировались начиная с 30-х годов прошлого века и в подавляющем большинстве перерабатывались неоднократно. Более чем за 80-летнюю историю эксплуатации россыпных месторождений было сформировано порядка 1,5 млрд. м(3) перемытых песков с прогнозными ресурсами около 500 т россыпного золота, пригодных к сплошной отработке с извлечением золота.

     В настоящее время Отходы действующим законодательством не рассматриваются как самостоятельный минеральный ресурс. Для их отработки требуется пройти такие же этапы оформления разрешительной документации, как и для целиковых месторождений: проведение геологоразведочных работ, составление и утверждение ТЭО кондиций, подсчет и утверждение запасов. Многие горнодобывающие предприятия предпочли бы пойти на некоторый предпринимательский риск и начать проектирование работ по добыче (извлечению) полезных ископаемых (компонентов) в соответствии с лицензией на пользование недрами без выполнения геологоразведочных работ и государственной экспертизы запасов. При этом риск предприятия совсем невелик, так как:

     горно-геологические и горнотехнические характеристики в местах образования Отходов известны;

     содержание полезных ископаемых и их ресурсы могут быть с достаточной достоверностью подтверждены отчетами по форме статистической отчетности
5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», которые ежегодно предоставляются каждым пользователем недр в территориальные органы Роснедра.

     Принятие законопроекта позволит:

     предоставлять в пользование Отходы без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр;

     проводить пользователю недр без геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из Отходов в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией;

     исключить из основных требований к рациональному использованию и охране недр проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых по отношению к Отходам.

     По сложности геологического строения Отходы относятся к IV группе, т.е. объекты с мелкими, реже средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, крайне неравномерным качеством полезного ископаемого и прерывистым гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы полезного ископаемого на таких месторождениях выявляются по категории С2, а их разведка до промышленной категории С1, как правило, совмещается с отработкой месторождения.

     Учет добытых полезных ископаемых из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств будет осуществляться посредством формы статистической отчетности 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых».

     Переход на сплошную отработку Отходов будет способствовать наведению экологического порядка на площадях, затронутых горно-добычными работами.

     Отказ от проведения аукционов и конкурсов при лицензировании отходов повысит инвестиционную привлекательность объектов недропользования.

     

     

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (добыча (извлечение) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи и связанных с ней перерабатывающих производств)»
 

     Участки недр, используемые с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых или разведки и добычи полезных ископаемых, в основном реализуются через аукционы на получение права пользования недрами. Для проведения аукционов формируются перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование. На основании временных методических рекомендаций о порядке формирования перечней объектов, предлагаемых для предоставления в пользование (далее - Перечень), утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2006 г. № 120, в Перечень включаются участки недр полезных ископаемых, запасы и ресурсы которых подтверждены соответствующими протоколами экспертных органов.

     Участки недр, обозначенные законопроектом, не имеют запасов и апробированных ресурсов полезных ископаемых, следовательно, не подлежат включению в Перечень и не реализуются через аукционы. В связи с этим поступление разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, и государственных пошлин при выдаче лицензий по этим участкам недр не учитывается в настоящее время при формировании доходной части федерального бюджета.

     Настоящим законопроектом предусмотрена уплата разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, и государственной пошлины при выдаче лицензии. Так как предоставление в пользование участков недр, которые не имеют запасов и апробированных ресурсов, предполагается без проведения конкурсов и аукционов, с целью определения разовых платежей необходимо дополнить пункт  2 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 94 «О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов» основанием следующего содержания: «на участках недр, состоящих из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств».

     Таким образом, принятие законопроекта не потребует дополнительных ассигнований федерального бюджета, а повлечет увеличение его доходной части.
 
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (добыча (извлечение) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств)
 

     

     Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (добыча (извлечение) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи и связанных с ней перерабатывающих производств)» не потребует признания утратившими силу, приостановления и принятия законодательных актов Российской Федерации.

     Изменения и дополнения потребуется внести в Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2009  № 94 «О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов» и в Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992  № 3341-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».

     В связи с принятием предлагаемого проекта федерального закона потребуется утвердить приказ Минприроды России «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права добычи (извлечения) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств».