Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

О проекте федерального закона «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»

15.09.2004

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
«ДАЛЬНИЙ  ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»
 

Региональное Совещание
 

РЕШЕНИЕ

15.09.2004

г. Владивосток

№   2

О проекте федерального закона
 «Об основах организации
деятельности комиссий по делам
 несовершеннолетних и защите их прав»
 
 

     Рассмотрев проект федерального закона «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» и обсудив информацию по данному вопросу, Региональное Совещание

РЕШИЛО:

     1. Поддержать указанный проект федерального закона.

     2. Поручить Совету Ассоциации:

     2.1. Направить данный законопроект для заключения в Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

     2.2. Рассмотреть возможность внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав от различных субъектов права законодательной инициативы.

     3. Направить настоящее решение полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Пуликовскому К.Б., в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации от субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.

     4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» Оноприенко Ю.И.
 
 

Председатель Ассоциации                                Ю.И.Оноприенко
 
 
 

Проект
 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
 

Глава 1. Общие положения
 

     Статья 1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

     1. В Российской Федерации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и образуются в субъектах Российской Федерации.

     2. Комиссии не входят в систему федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не являются органами местного самоуправления.

     3. Финансирование деятельности комиссий в соответствии с Федеральным законом «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является расходным обязательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     4. В субъектах Российской Федерации комиссии образуются:

     1) при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

     2) на уровне городских округов и муниципальных районов (далее - комиссии в муниципальных образованиях).

     5. Комиссии в муниципальных образованиях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образуются непосредственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий в муниципальных образованиях законом субъекта Российской Федерации с учетом требований федеральных законов и с передачей указанным органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

     

     Статья 2. Правовое регулирование деятельности комиссий

     Правовое регулирование деятельности комиссий осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
 

     Статья 3. Принципы деятельности комиссий

     Деятельность комиссий основывается на принципах:

     1) законности;

     2) гуманного обращения с несовершеннолетними;

     3) уважительного отношения к несовершеннолетним, их родителям (законным представителям);

     4) конфиденциальности информации о несовершеннолетних, их родителях (законных представителях);

     5) взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по вопросам защиты их прав и законных интересов;

     6) ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
 

     Статья 4. Образование комиссий

     1. Комиссии при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации образуются и их состав утверждается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

     2. Порядок образования, штатная численность и состав комиссий в муниципальных образованиях определяются законами субъектов Российской Федерации.

     3. В состав комиссии в муниципальном образовании входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии.

     Членами комиссии в муниципальном образовании могут быть представители государственных и муниципальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеющие опыт работы с несовершеннолетними, представители иных государственных и муниципальных органов и организаций независимо от их организационно - правовой формы, а также различных общественных объединений, занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
 

Глава 2. Компетенция комиссий
 

     Статья 5. Основные направления деятельности комиссии при исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации

     Комиссия при исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации:

     1) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

     2) оказывает комиссиям в муниципальных образованиях, организационно-методическую помощь, осуществляет анализ их деятельности, обобщает и распространяет положительный опыт работы;

     3) принимает участие в разработке правовых актов и программ защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

     4) обобщает и распространяет опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

     5) изучает и анализирует состояние проблем, связанных с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорностью и правонарушениями, выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей;

     6) рассматривает жалобы на постановления комиссий в муниципальных образованиях в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

     7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

     

     Статья 6. Права комиссии при исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации

     Комиссия при исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции имеет право:

     1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм, необходимые для работы сведения;

     2) привлекать для участия в работе представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, предприятий всех форм собственности и других заинтересованных лиц;

     3) вносить представления в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, предприятия всех форм собственности по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений комиссий и непринятия мер по выполнению представлений комиссий;

     4) заслушивать на заседании комиссии сообщения руководителей органов местного самоуправления, учреждений системы органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам, относящимся к условиям содержания и воспитания несовершеннолетних;

     5) вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     

     Статья 7. Основные направления деятельности комиссии в муниципальном образовании

     Комиссия в муниципальном образовании:

     1) осуществляет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

     2) осуществляет не реже одного раза в год комплексный анализ полученных данных о положении детей в целом на территории муниципального образования, о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних;

     3) принимает участие в разработке муниципальных программ по предупреждению антиобщественных и асоциальных проявлений в поведении несовершеннолетних, устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

     4) рассматривает дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъекта Российской Федерации;

     5) вносит в органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;

     6) вносит в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановлений комиссии и непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссии;

     7) рассматривает в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

     8) направляет информацию в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, привлекавшимися к административной ответственности; несовершеннолетними, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений; несовершеннолетними, освобожденными из воспитательных колоний; с другими несовершеннолетними, нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

     9) направляет материалы в отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в орган управления здравоохранением;

     10) принимает решение о направлении несовершеннолетних, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних, если они достигли возраста четырнадцати лет;

     11) рассматривает представление органа управления образовательного учреждения об исключении из образовательного учреждения несовершеннолетнего, не получившего основного общего образования;

     12) принимает совместно с родителями исключенного из образовательного учреждения несовершеннолетнего меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении;

     13) применяет меры воздействия к несовершеннолетним и их родителям или иным законным представителям в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;

     14) участвует в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссии и связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;

     15) участвует в соответствии с федеральным законодательством в рассмотрении судом представления учреждения или органа, исполняющего наказание, об условно-досрочном освобождении осужденного несовершеннолетнего от отбывания наказания либо о замене ему не отбытой части наказания более мягким видом наказания;

     16) дает согласие на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя и в случае необходимости принимает меры по трудоустройству несовершеннолетнего;

     17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

     

     Статья 8. Права комиссии в муниципальном образовании

     Комиссия в муниципальном образовании в пределах своей компетенции имеет право:

     1) запрашивать и получать в органах местного самоуправления сведения, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию комиссии, а также привлекать их к работе, направленной на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

     2) пользоваться информационными ресурсами, имеющимися в органах местного самоуправления, содержащими сведения о несовершеннолетних, их родителях (законных представителях);

     3) обращаться в суд с исками в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     4) требовать от администрации по месту учебы или работы несовершеннолетних устранения недостатков в воспитательной работе, создания наиболее благоприятных условий для их учебы или работы;

     5) создавать в случае необходимости рабочие группы и комиссии, привлекая для работы в них специалистов из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

     6) применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

     7) рассматривать материалы, поступившие из правоохранительных органов на несовершеннолетних:

     а) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

     б) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;

     в) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

     г) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного характера;

     д) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

     8) вести прием несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и иных лиц;

     9) ставить перед компетентными органами вопросы о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер по исполнению представлений комиссии;

     10) ходатайствовать перед судом о неприменении наказания, применении более мягкого наказания, условном осуждении и применении других мер, предусмотренных федеральным законодательством в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, об изменении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетнего;

     11) ходатайствовать перед администрацией воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации мер поощрения;

     12) в пределах своей компетенции осуществлять контроль за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в указанных учреждениях.

     

     Статья 9. Меры, принимаемые комиссиями в муниципальных образованиях по устройству несовершеннолетних

     1. Комиссия в муниципальном образовании совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних, оставивших образовательные учреждения и не работающих, ведут их персональный учет, принимают решения об устройстве этих несовершеннолетних и контролируют выполнение принятых решений.

     Учет несовершеннолетних, нуждающихся в устройстве, осуществляется в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

     2. Комиссия, приняв решение об устройстве несовершеннолетнего, направляет данное решение в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     3. В случаях, если после выпуска несовершеннолетнего из специального учебно - воспитательного учреждения закрытого типа или освобождения его из воспитательной колонии возвращение несовершеннолетнего на прежнее место жительства невозможно или нежелательно в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей в установленном законом порядке родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, комиссия, расположенная по месту нахождения указанных учреждений, на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего в образовательное учреждение или трудоустройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также меры по созданию для него жилищно-бытовых условий.

     В необходимых случаях комиссия обращается в соответствующий орган опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки или попечительства.

     

     Статья 10. Меры воздействия, применяемые комиссиями в муниципальных образованиях к несовершеннолетним

     1. По результатам рассмотрения материала (дела) в отношении несовершеннолетнего комиссия в муниципальном образовании с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка может применить следующие меры воздействия:

     1) объявить замечание;

     2) обязать принести публично или в иной форме извинение потерпевшему;

     3) направить несовершеннолетнего, достигшего восьмилетнего возраста, с согласия его родителей (законных представителей), а несовершеннолетнего - достигшего четырнадцатилетнего возраста также с его согласия - в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа при отсутствии медицинских противопоказаний;

     4) передать несовершеннолетнего под надзор родителей (законных представителей) в целях обеспечения его надлежащего поведения;

     5) наложить административное наказание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях;

     6) обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой об их обращении в суд с ходатайством об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.

     2. При вынесении постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения комиссия решает вопрос о целесообразности проведения с ним профилактической работы службами, осуществляющими профилактику правонарушений и преступлений.

     3. Постановление комиссии об объявлении замечания несовершеннолетнему действует в течение одного года со дня вынесения и может быть досрочно отменено указанной комиссией.

     4. Постановление комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей (законных представителей) действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено указанной комиссией по ходатайству родителей (законных представителей), если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.

     

     Статья 11. Меры воздействия, применяемые комиссиями в муниципальных образованиях к родителям (законным представителям) несовершеннолетних

     1. К родителям (законным представителям) несовершеннолетних, не исполняющим своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссии в муниципальных образованиях могут применять следующие меры воздействия:

     1) вынести общественное порицание;

     2) предложить возместить материальный вред, причиненный несовершеннолетним;

     3) обратиться в орган опеки и попечительства с ходатайством о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;

     4) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;

     5) наложить административное наказание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

     2. Постановление комиссии о вынесении общественного порицания родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего действует в течение одного года со дня вынесения и может быть досрочно отменено соответствующей комиссией.
 

     Статья 12. Рассмотрение комиссиями в муниципальных образованиях дел об административных правонарушениях

     1. Комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними и их родителями или иными законными представителями, отнесенные к их компетенции законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

     2. В случае освобождения несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей от административной ответственности при малозначительности совершенного ими административного правонарушения комиссии могут принять решение о применении к указанным лицам мер воздействия, предусмотренных соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

     3. В случае, если в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении комиссия обнаружит в действиях (бездействии) несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей признаки административного правонарушения, рассмотрение которого не отнесено к компетенции комиссии, или признаки состава преступления, данная комиссия направляет соответствующие материалы в органы внутренних дел, прокуратуру или иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.
 

Глава 3. Порядок рассмотрения материалов
комиссиями в муниципальных образованиях
 

     Статья 13. Рассмотрение материалов комиссиями в муниципальных образованиях

     1. Комиссии в муниципальных образованиях рассматривают материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей:

     1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;

     2) по собственной инициативе;

     3) по представлениям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по обращениям иных органов и организаций независимо от их организационно - правовой формы, информации работодателей;

     4) по постановлениям органов внутренних дел или прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние.

     2. Комиссии в муниципальных образованиях рассматривают материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
 

     Статья 14. Подготовка заседаний комиссии в муниципальном образовании

     1. В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения материалов, поступивших на рассмотрение комиссии в муниципальном образовании, они предварительно изучаются председателем комиссии либо по его поручению заместителем председателя комиссии или ее членом.

     В процессе предварительного изучения поступивших на рассмотрение комиссии материалов она определяет:

     1) относится ли рассмотрение данных материалов к ее компетенции;

     2) круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии;

     3) необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного рассмотрения материалов, а также истребования дополнительных материалов.

     2. По результатам предварительного изучения материалов комиссия в муниципальном образовании может принять следующие решения:

     1) назначить материалы к рассмотрению и известить о дате и месте заседания комиссии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, а также прокурора;

     2) возвратить поступившие материалы, если их рассмотрение не отнесено к компетенции комиссии или они требуют проведения дополнительной проверки;

     3) провести проверку сведений, содержащихся в поступивших материалах, или поручить ее проведение соответствующим специалистам;

     4) рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии;

     5) принять меры по обеспечению явки несовершеннолетнего на заседание комиссии, предусмотренные частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.

     3. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, защитник или представитель несовершеннолетнего имеют право ознакомиться с материалами, подготовленными комиссией к рассмотрению, до начала ее заседания.

     Право указанных в настоящей части лиц на ознакомление с материалами разъясняется им в повестке о вызове на заседание комиссии.

     4. Полученные комиссией материалы должны быть рассмотрены в течение одного месяца со дня их поступления в комиссию, а по делам об административных правонарушениях - в сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Указанный срок может быть продлен по мотивированному постановлению, а по делам об административных правонарушениях - определению комиссии в случае уклонения несовершеннолетнего и (или) его родителей (законных представителей) от явки на заседание комиссии, если дело не может быть рассмотрено без их присутствия.
 

     Статья 15. Обеспечение явки лиц, участвующих в заседании комиссии в муниципальном образовании

     1. При наличии достаточных оснований полагать, что несовершеннолетний будет уклоняться от явки на заседание комиссии в муниципальном образовании, он может быть передан под надзор родителей (законных представителей) с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации этого учреждения по мотивированному постановлению комиссии. Родители или иные законные представители несовершеннолетнего либо руководитель соответствующего детского учреждения дают письменные обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии.

     2. При неявке по вызову без уважительных причин на заседание комиссии в муниципальном образовании, рассматривающей материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, несовершеннолетний, его родители или иные законные представители могут быть подвергнуты приводу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     

     Статья 16. Порядок проведения заседаний комиссии в муниципальном образовании

     1. Заседания комиссии в муниципальном образовании проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как правило, открытыми.

     В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.

     2. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии.

     Председательствует на заседании комиссии ее председатель либо по его поручению заместитель председателя комиссии или ее член.

     3. Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия рассматривает только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.

     4. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей комиссия может рассмотреть в их отсутствие при условии, что они надлежащим образом уведомлены о месте и времени проведения заседания комиссии, и ходатайство об отложении рассмотрения этих материалов в комиссию не поступало.

     5. Защитник или представитель несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию, а по делам об административных правонарушениях - в сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

     6. В начале заседания комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.

     Ходатайства по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, защитником или представителем несовершеннолетнего, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего, и их законными представителями. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств заносятся в протокол заседания комиссии.

     На время исследования на заседании комиссии обстоятельств, способных отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия имеет право удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии.
 
 

     Статья 17. Постановление комиссии в муниципальном образовании

     1. По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций независимо от их организационно - правовой формы, информации работодателей комиссия в муниципальном образовании принимает постановление, в котором излагается решение:

     1) о принятии мер по устройству несовершеннолетнего, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона;

     2) о применении мер воздействия, предусмотренных статьями 10, 11 и 15 настоящего Федерального закона;

     3) о прекращении рассмотрения материалов;

     4) об отложении рассмотрения материалов и о проведении их дополнительной проверки;

     5) о направлении материалов в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, иные органы.

     2. Постановление комиссии в муниципальном образовании принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.

     В постановлении комиссии (за исключением постановления комиссии по делу об административном правонарушении) указываются:

     1) наименование и персональный состав комиссии;

     2) дата и место заседания комиссии;

     3) сведения о лице, в отношении которого рассматриваются материалы;

     4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов;

     5) доказательства, на основании которых принято решение;

     6) нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за правонарушение либо гарантирующий права несовершеннолетнего;

     7) решение, принятое комиссией;

     8) предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания;

     9) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования данного постановления.

     В постановлении комиссии по делу об административном правонарушении указываются сведения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Постановление комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и оглашается на заседании комиссии.

     Копия постановления комиссии в течение трех дней со дня его принятия вручается или высылается лицу, в отношении которого данное постановление принято, а также потерпевшему по его просьбе.

     3. Постановление комиссии в муниципальном образовании вступает в законную силу:

     1) после истечения срока, установленного для его обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

     2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

     3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

     3. Постановление комиссии в муниципальном образовании, вступившее в законную силу, направляется для исполнения соответствующим лицам, органам, организациям независимо от их организационно - правовой формы.

     Соответствующие лица, органы и организации в течение десяти дней со дня получения постановления комиссии, а по делам об административных правонарушениях - в срок, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по его исполнению.

     Неисполнение постановления комиссии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
 

     Статья 18. Представление комиссии в муниципальном образовании

     1. В целях устранения причин и условий безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов на заседании комиссии в муниципальном образовании, она вносит в органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно- правовой формы соответствующие представления.

     2. Должностные лица органов и организаций, указанных в настоящей статье, в течение одного месяца со дня получения представления комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить соответствующей комиссии о мерах, принятых по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

     Комиссией в исключительных случаях может быть установлен сокращенный срок рассмотрения представления и принятия соответствующих мер.

     Непринятие указанных мер влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
 

     Статья 19. Протокол заседания комиссии в муниципальном образовании

     1. На заседании комиссии в муниципальном образовании ответственный секретарь комиссии ведет протокол.

     В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении комиссией указываются сведения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Во всяком ином протоколе должны быть указаны:

     1) наименование и персональный состав комиссии;

     2) дата и место заседания комиссии;

     3) содержание рассматриваемых материалов;

     4) фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого рассматриваются материалы, дата и место его рождения, место его жительства, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;

     5) сведения о явке участвующих в заседании комиссии лиц и разъяснении им их прав и обязанностей;

     6) объяснения участвующих в заседании комиссии лиц;

     7) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении материалов;

     8) заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения;

     9) сведения об оглашении на заседании комиссии принятого постановления или представления;

     10) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого постановления или представления.

     2. Протокол заседания комиссии (протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении комиссией) подписывается председательствующим на заседании комиссии и ее ответственным секретарем.
 

     Статья 20. Обжалование постановления комиссии в муниципальном образовании

     1. Постановление комиссии в муниципальном образовании (за исключением постановления по делу об административном правонарушении) может быть обжаловано в суд или комиссию при исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного постановления.

     В случае обжалования постановления комиссии в муниципальном образовании в комиссию при исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации принятое комиссией при исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации решение может быть обжаловано в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения данной комиссии.

     2. Постановление по делу об административном правонарушении, принятое комиссией, может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

     3. Постановление комиссии может быть опротестовано прокурором в порядке, установленном действующим законодательством.
 

Глава 4. Заключительные положения
 

     Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     2. Внести в статью 19 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года     № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3) следующие изменения:

     а) в пункте 6 после слов «(законных представителей)» дополнить словами      «, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»;  

     б) пункт 7 изложить в следующей редакции:

     «7. По решению органа управления образовательного учреждения и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается также с согласия органов опеки и попечительства.»;

     3. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

     Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1967, № 23, ст. 536);

     раздел II Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 января 1969 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969, № 4, ст. 89);

     раздел I Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1971 года "О внесении изменений и дополнений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и в Положение о наблюдательных комиссиях" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, № 22, ст. 433);

     статью 6 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, № 29, ст. 782);

     Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 года "О внесении изменений и дополнений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, № 12, ст. 259);

     Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. № 1527-XI "О внесении изменений и дополнений в положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и об общественных воспитателях несовершеннолетних" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, № 40, ст. 1400);

     раздел II Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 августа 1986 г.    № 3785-XI "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР и утверждении Положения о лечебно - воспитательном профилактории для больных наркоманией" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, № 33, ст. 919);

     статью 3 Закона Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. № 4549-1 "О внесении изменений в Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР", Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 12, ст. 429).

     4. Признать не действующими на территории Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

     Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 г.   № 556-VII "О Примерном Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних";

     Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г.   № 5267-IX "О внесении дополнений и изменений в Примерное Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних".
 
 

     Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

     1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

     2. До приведения нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
 

Президент Российской Федерации